Бывший глава совета директоров "Югории" Сергей Черняев сохранит пост генерального директора "Корпорации развития" еще на полгода – наблюдательный совет проголосовал за продление полномочий ставленника Югры. В ближайшее время Черняев должен представить акционерам – регионам "тюменской матрешки" – планы работы структуры. В условиях, когда "Корпорация развития" уже лишилась большинства крупных проектов, основной задачей Черняева станет не допустить банкротства компании, в процессе которого бюджеты Ямала, Югры и Тюменской области могут лишиться миллиардов рублей.
Собеседники агентства указывают на то, что вал судебных исков – дело рук бывшего руководителя "Корпорации развития" Сергея Новицкого. Именно из-за его "подрывной" работы и, возможно, коррупционных связей с контрагентами "КР", запустившими дела о банкротстве, Новицкий не смог стать постоянным гендиректором корпорации.
Полномочия Сергея Черняева продлены до середины мая 2019 г., кандидатуру топ-менеджера поддержали все три региона-акционера.
"Задачи на ближайшее время для генерального директора, скорее всего, должен будет разработать и внести на утверждение акционеров план движения", – отметил в беседе с Накануне.RU глава набсовета Виктор Гузь.
Корпорация, напомним, является одной из сторон соглашения о строительстве сопутствующей социальной инфраструктуры для нефтепровода "Транснефти" "Заполярье – Пурпе – Самотлор". На сегодняшний день это один из последних проектов, оставшихся в портфеле структуры. Как сообщало Накануне.RU, в декабре 2018 г. в Коротчаево должен открыться спортивный комплекс, построенный корпорацией. Однако изначально предполагалось, что объект будет сдан еще в третьем квартале 2016 г. В конце того же года в Тазовском районе должен был появиться завод по разведению молоди сиговых рыб, но срок реализации растянулся до конца 2019 г. Тем не менее, работы по соглашению, пусть и с отставанием от графика, "КР" выполняет, а вот других крупных проектов корпорацию лишили.
Речь, прежде всего, о мостах через Надым (железнодорожная часть) и Пур, а также о проекте Северного широтного хода. После проведения расчетов с офшорной Travallation Holdings Ltd, корпорация лишается и "Полярного кварца" (по условиям мирового соглашения, за акции "КР" заплатила порядка 130 млн руб.). Учитывая это, основной задачей гендиректора становится удержать генерирующую убытки структуру на плаву и не дать ей обанкротиться. Интересанты такого бесславного завершения мега-проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" активно добиваются взыскания долгов с "КР" в суде.
Как сообщало Накануне.RU, банкротом корпорацию потребовали признать компании "Бруно финанс" и корпорация "Северо-Запад", которые контрагентами "КР" никогда не являлись. Зато обе структуры работали с тюменским "Мостостроем-12" Александра Забарского. Эта компания (тоже проходящая через банкротство, как и другие активы бизнесмена) продала двум обществам долг "КР" в почти 1,7 млрд руб. за строительство моста через Надым, причем, по заявлениям юристов уральской компании – без предупреждения и после частичного погашения долга – корпорация успела перечислить 150 млн руб. Однако собеседники Накануне.RU указывают на то, что банкротство корпорации – это все-таки не просто некий злой рок, а, вполне возможно, спланированная экс-руководителем акция. По крайней мере, именно такая мысль рождается у любых экспертов, как только они погружаются в детали экономической истории "КР". При этом мотивация Новицкого, конечно, известна лишь ему самому, но любому стороннему наблюдателю в голову приходит только один возможный вариант. Если приведение к банкротству зачем-то нужно руководителю компании (пусть и бывшей), собственником котором он не является, то зачем еще, кроме как для финансовой личной выгоды?
Напомним, банкротство корпорации стало возможным после проигрыша структуры в суде "Мостострою-12". На фоне экспертизы, доказавшей, что ямальский мост был построен из б/у материалов с завышением цен и объема выполненных работ, юристы "КР" потерпели фиаско. "Мостострою-12" якобы удалось победить в суде из-за дружеских отношений Забарского и Новицкого, говорит источник, знакомый с ситуацией.
"Новицкий имел доступ к внутренним документам "Корпорации развития" и, общаясь с юристами компании, обладал всей информацией по делу, которой не без личной заинтересованности делился с Забарским. Хотя Новицкий был трудоустроен в "КР", по факту он действовал вы интересах "Мостострой-12" и лично Забарского, который, по всей видимости, предложил тогда еще заму гендиректора корпорации Новицкому определенное вознаграждение, если тот сможет помочь ему выиграть суды и получить с "Корпорации развития" деньги. Но пока Новицкий находился в должности заместителя, суды выигрывали юристы корпорации", – рассказывает источник.
Проиграла суд корпорация действительно уже при Новицком-гендиректоре. Источник агентства даже утверждает, что якобы он лично негласно приказал юристам "слить" процесс, возможно, для того, чтобы договориться с Забарским во внесудебном порядке. Это, конечно, доказать крайне сложно. Но вот факты. Во время его руководства состоялась и повторная судебная экспертиза моста. И уже она пришла к выводу – брака на стройке не было!
Сейчас "КР" оспаривает эти удивительные итоги уже в рамках уголовного дела. Напомним, после первой экспертизы, проведенной по заказу "КР", "Мостострой-12" отозвал исковые требования в полном объеме.
Возможно, уже навсегда потерянные 150 млн руб., о которых юристы "КР" рассказывали в суде, – тоже дело рук Новицкого, подтверждает источник агентства. И.о. гендиректора ведь лично контролировал перевод этих денег на счета "Мостостроя-12", причем транш якобы предлагал провести еще до вступления решения суда в законную силу.
Никто из акционеров это не подтверждает, но вполне возможно, эти странные связи и движения с коррупционным душком стали причиной смещения Новицкого с поста гендиректора, акционеры заменили Новицкого на "своего человека" – Черняева. Однако это случилось уже после того, как корпорация оказалась в бедственном состоянии.
Сейчас перспективы банкротства в "КР" комментируют неохотно. Напомним, что в дело о банкротстве вступил Чешский экспортный банк, финансировавший строительство ТЭС "Полярная". Требования кредиторов увеличились еще на 500 млн руб.
"Не могу комментировать действия арбитражного суда, именно он принимает решения. Банкротство – трудный вопрос для корпорации. Сейчас расследуется уголовное дело по поводу экспертной оценки строительства моста через Надым ("Мостостроем-12", – прим.), я не могу говорить о перспективах банкротства. У корпорации есть определенные активы и хотелось бы их сохранить для текущей деятельности, все зависит от итогов рассмотрения арбитражного и уголовного дел", – сказал Виктор Гузь.